205 отзывов
+38 (066) 122-65-12
Классификация смазочных масел. Как выбрать гидравлическое масло?
Контакты
HYDROMARKET - Гидравлика на Тягачи и Самосвалы, Спецтехника и Робототехника
Наличие документов
Знак Наличие документов означает, что компания загрузила свидетельство о государственной регистрации для подтверждения своего юридического статуса компании или физического лица-предпринимателя.
+38066122-65-12MTC
+38096934-55-39Киевстар
+38093490-00-50Life
+38044334-45-60Доставка в страны СНГ
Игорь Меньшов
УкраинаКиевВишневое, ул.Черновола, 2а (въезд на территорию напротив Балукова, 28)03300
hydromarket.com.ua
Карта

Классификация смазочных масел. Как выбрать гидравлическое масло?

Классификация смазочных масел. Как выбрать гидравлическое масло?

В качестве смазочных материалов используются нефтяные (минеральные) и синтетические смазочные масла.

Нефтяные масла  - это собой жидкие смеси высококипящих углеводородов, которые получают дистилляцией нефти или удалением нежелательных компонентов из гудронов. На основе нефтяных масел получают пластичные и технологические смазки, смазочно-охлаждающие и гидравлические жидкости и пр.

Смазочные материалы различаться по исходному сырью и происхождению:

– минеральные, или нефтяные - основная группой выпускаемых смазочных масел. Их получают при соответствующей переработке нефти. По способу получения такие материалы классифицируются на дистиллятные, остаточные, компаундированные или смешанные;

– растительные и животные, имеющие органическое происхождение. Растительные масла получают путем переработки семян определенных растений, а животные масла вырабатывают из животных жиров. Органические масла обладают более высокими смазывающими свойствами и более низкой термической устойчивостью. В связи с этим их чаще используют в смеси с нефтяными.

– синтетические, получаемые из различного исходного сырья многими методами (каталитическая полимеризация жидких или газообразных углеводородов нефтяного и ненефтяного сырья; синтез кремнийорганических соединений – полисиликонов; получение фтороуглеродных масел). Синтетические масла обладают всеми необходимыми свойствами, однако, из-за высокой стоимости их производства применяются только в самых ответственных узлах трения.

По внешнему состоянию смазочные материалы делятся на:

– жидкие смазочные масла, которые в обычных условиях являются жидкостями, обладающими текучестью (нефтяные и растительные масла);

– пластичные, или консистентные, смазки, которые в обычных условиях находятся в мазеобразном состоянии (технический вазелин, солидолы, консталины, жиры и др.). Они подразделяются на антифрикционные, консервационные, уплотнительные и др.;

– твердые смазочные материалы, которые не изменяют своего состояния под действием температуры, давления и т. п. (графит, слюда, тальк и др.). Их обычно применяют в смеси с жидкими или пластичными смазочными материалами.

По назначению смазочные материалы делятся на масла:

– моторные, предназначенные для двигателей внутреннего сгорания (бензиновых, дизельных, авиационных);

– трансмиссионные, применяемые в трансмиссиях тракторов, автомобилей, комбайнов, самоходных и других машин;

– индустриальные, предназначенные главным образом для станков;

гидравлические масла для гидравлических систем различных машин.

Также выделяют компрессорные, приборные, цилиндровые, электроизоляционные, вакуумные и др. масла.

Для минеральных (нефтяных), а также синтетических и полусинтетических масел была принята следующая классификация:

1. Моторные масла. Особая группа масел, относящаяся к моторным маслам – авиационные масла. Помимо авиационных, из моторных масел условно выделяют автомобильные масла и дизельные масла. То есть, совокупность авиационных автомобильных и дизельных масел и есть моторные масла. Из дизельных масел отдельно выделяют зимние дизельные масла. Кроме того, из дизельных масел выделяют масла групп Г, Д, Е.

2. Трансмиссионные масла.

Физико-химические свойства масел  

Для каждого из типов масел, в зависимости от назначения, важны отдельные характеристики.   

Вязкость является одной из важнейших характеристик смазочных масел, определяющих силу сопротивления масляной пленки разрыву. Чем прочнее масляная пленка на поверхности трения, тем лучше уплотнение колец в цилиндрах, в частности для моторных масел, меньше расход масла на угар. В соответствии с нормативнотехнической документацией вязкостно-температурные свойства моторных масел оцениваются индексом вязкости.         

Вязкость динамическая – это сила сопротивления двух слоев смазочного материала площадью 1 см2, отстоящих друг от друга на расстоянии 1 см и перемещающихся один относительно другого со скоростью 1 см/с. Вязкость кинематическая определяется как отношение динамической вязкости к плотности жидкости.

Индекс вязкости – относительная величина, показывающая степень изменения вязкости в зависимости от температуры. Индекс вязкости рассчитывают по значениям кинематической вязкости при 40 и 100 °С или находят по таблицам. Вязкостно-температурные свойства масел оценивают также по кинематической вязкости при низкой температуре (0 и –18 °С).

Кинематическая вязкость моторных масел, используемых в смазочных системах автомобильных двигателей, равна 4-14 мм2/с при 100 °С. С понижением температуры она быстро увеличивается, достигая при –18 °С значения 10000 мм2/с и более. Масла с кинематической вязкостью 4-8 мм2/с используют в зимнее время, с вязкостью 10-14 мм2/с – летом.

Температура застывания – это предельная температура, при которой масло теряет подвижность. Масла, имеющие температуру застывания –15 °С и выше, относятся к летним. Если же температура застывания –20 °С и ниже, то масла относятся к зимним. Температура застывания в какой-то мере характеризует предельную температуру, при которой возможен запуск охлажденного двигателя. Однако, температура запуска двигателя на холоде зависят не столько от температуры застывания масла, сколько от величины его вязкости при данной температуре.

Противоизносные свойства характеризуют способность масла уменьшать интенсивность изнашивания трущихся деталей, снижать затраты энергии на преодоление трения. Эти свойства зависят от вязкости и вязкостно-температурной характеристики, смазывающей способности и чистоты масла.

Моюще-диспергирующие свойства подразделяются на моющие и диспергирующие свойства. Моющие свойства характеризуют способность масла обеспечивать необходимую чистоту деталей двигателя и противостоять лакообразованию на горячих поверхностях, а также препятствовать прилипанию углеродистых соединений. Диспергирующие свойства характеризуют способность масла препятствовать слипанию углеродистых частиц, удерживать их в состоянии устойчивой суспензии и разрушать крупные частицы продуктов окисления при их появлении.

Противоокислительные свойства определяют стабильность масла, от которой зависит срок работы масел в двигателях, характеризуют их способность сохранять первоначальные свойства и противостоять внешнему воздействию при нормальных температурах. Стойкость моторных масел к окислению повышается при введении антиокислительных присадок.  

Коррозионная активность всех масел зависит, прежде всего, от содержания в них сернистых соединений, органических и неорганических кислот и других продуктов окисления. В лабораторных условиях антикоррозионные свойства моторных масел оценивают по потере массы свинцовых пластин (в расчете на 1 м2 их поверхности) за время испытания при температуре 140 °С.

Коррозионный износ деталей определяется также исходным значением щелочности и скоростью ее изменения. Чем больше проработало масло, тем ниже становится показатель щелочности. Поэтому показатель щелочности вводится в число показателей качества масла. Зольность масла позволяет судить о количестве несгораемых примесей в маслах без присадки, а в маслах с присадками – о количестве введенных зольных присадок. Зольность определяют в лабораторных условиях и выражают процентным отношением образовавшейся золы к массе пробы масла, взятой для анализа. Зольность масел, не содержащих присадок, не превышает 0,02-0,025 % по массе. У масел с присадками зольность не должна быть менее 0,4%, а у высококачественных марок масел не менее 1,15-1,65 % по массе.

Содержание механических примесей и воды. Механических примесей в маслах без присадок не должно быть, а в маслах с присадками их значение не должно превышать 0,015% по массе, причем механические примеси не должны оказывать абразивного действия на трущиеся поверхности. Вода в моторных маслах должна отсутствовать. Даже небольшое количество воды вызывает деструкцию присадок, происходит процесс шламообразования.

Присадки применяются для придания маслам новых свойств или изменения существующих.

Присадки подразделяют:

на антиокислительные – повышают антиокислительную устойчивость масел;

противокоррозионные – защищают металлические поверхности от коррозионного воздействия кислото- и серосодержащих продуктов;

моюще-диспергирующие – способствуют снижению отложений продуктов окисления на металлических поверхностях;

противоизносные, противозадирные и антифрикционные – улучшают смазочные свойства масел;

депрессорные – понижают температуру застывания масел;

антипенные – предотвращают вспенивание масел.

Гидравлические масла

По назначению гидравлические масла делят в соответствии с областью применения:

- для летательных аппаратов, мобильной наземной, речной и морской техники;

- для гидротормозных и амортизаторных устройств различных машин;

- для гидроприводов, гидропередач и циркуляционных масляных систем различных агрегатов, машин и механизмов, составляющих оборудование промышленных предприятий. Основная функция рабочих жидкостей для гидравлических систем - передача механической энергии от ее источника к месту использования с изменением значения или направления приложенной силы.

Большинство массовых сортов гидравлических масел вырабатывают на основе хорошо очищенных базовых масел, получаемых из рядовых нефтяных фракций с использованием современных технологических процессов экстракционной и гидрокаталитической очистки.

Физико-химические и эксплуатационные свойства современных гидравлических масел значительно улучшаются при введении в них функциональных присадок - антиокислительных, антикоррозионных, противоизносных, антипенных и др.  Так, в таблице ниже представлена информация о наиболее распространенных типах гидравлических масел.

Свойства гидравлических масел

Показатель ВМГЗ Масло веретенное АУ
Индекс вязкости, min 160  
Тем-ра вспышки в открытом тигле,°С, min 135 165
Тем-ра застывания, °С, max -60 минус 45
Зольность, %, max 0,2 0,005
Кислотное число, мг КОН/1 г, min 0,4-1,0 0,07
Вязкость кинематическая при 50°С,мм2./с, min 0,2 16-22 при 40 град.С
Вязкость кинематическая при -40°С,мм2./с, min 1500 20000
Цвет на колориметре, ед. ЦНТ, max 1 2,5

Система обозначения гидравлических масел

Основываясь на вязкости и составе присадок создана мировая классификация минеральных гидравлических масел.

В соответствии с ГОСТом обозначение отечественных гидравлических масел букв "МГ" (минеральное гидравлическое), цифр класс кинематической вязкости и букв, указывающих на группу масла по эксплуатационным свойствам.

Классы вязкости гидравлических масел

Класс вязкости
Кинематическая вязкость при 40°С, мм2/c
Класс вязкости
Кинематическая вязкость при 40°С, мм2/c
5
4,14-5,06
32
28,80-35,20
7
6,12-7,48
46
41,40-50,60
10
9,00-11,00
68
61,20-74,80
15
13,50-16,50
100
90,00-110,00
22
19,80-24,20
150
135,00- 165,00

Выделяют три группы масел:
 
Группа А - нефтяные масла без присадок, для малонагруженных гидросистем с шестеренными или поршневыми насосами, работающими при давлении до 15 МПа и максимальной температуре масла в объеме до 80°С.
 
Группа Б - масла с антиокислительными и антикоррозионными присадками. Предназначены для средненапряженных гидросистем с различными насосами, работающими при давлениях до 2,5 МПа и температуре масла в объеме свыше 80°С.

Группа В - хорошо очищенные масла с антиокислительными, антикоррозионными и противоизносными присадками. Предназначены для гидросистем, работающих при давлении свыше 25 МПа и температуре масла в объеме свыше 90°С.

В масла всех указанных групп могут быть введены загущающие (вязкостные) и антипенные присадки.

Компания «Гидромаркет» предлагает широкий ассортимент запчастей и смазывающих жидкостей и масле для гидравлических систем самосвалов, автовозов,  тягачей, полуприцепов, мусоровозов,  самоходных транспортных единиц, предназначенных для крупногабаритных перевозок. У нас можно купить гидравлические масла с емкостью от 20 и 200 литров, технические жидкости с различными присадками, способствующими продлению эксплуатационного срока гидравлических систем. 

Международная компания "Гидромаркет"