Корзина
332 отзыва
Гидравлика на Тягачи и Самосвалы, Спецтехника и Робототехника
+380661226512
+380969345539
+380934900050
Корзина

Автоцистерны: виды и конструкционные особенности

Категория «техника специального назначения» включает огромное количество машин разного назначения. Среди транспортных средств, используемых в нефтегазовой промышленности, строительстве, грузоперевозках, заправке автомобильного и воздушного транспорта повышенной востребованностью пользуются автоцистерны. Рассмотрим эту категорию спецтехники более подробно. Определим, какие виды существуют, в чем особенность их конструктивного решения.

 

Виды автоцистерн исходя из назначения

Автоцистерна – цельнометаллическая емкость, размещенная на автомобильном шасси. Она предназначается для транспортировки различных наливных грузов, включая те, которые относятся к категории «опасные», пищевые продукты, воду.

Только на первый взгляд автомобильные цистерны могут показаться схожими. Внешне большая часть из них выглядит более, чем заурядно: огромная емкость цилиндрической формы с горловинами для заливки продукта. Такими и были эти емкости в прошлом веке, но сегодня ситуация кардинально изменилась. Классификация современных автоцистерн очень широкая, что связано с их разнообразной сферой применения. Сегодня можно найти транспортировочную емкость для любого вида груза.

Так, в зависимости от типа перевозимых грузов, все автомобильные цистерны подразделяются на две масштабные категории:

  1. Общего назначения. Предназначаются для перевозки широкой номенклатуры продукции нефтедобывающей промышленности.
  2. Специальные. Изготавливаются специально под транспортировку определенных категорий товаров.

 

Автоцистерны общего назначения

Автоцистерны общего назначения дополнительно классифицируются на емкости для:

  1. Транспортировки бензина, лигроина и других светлых нефтепродуктов.
  2. Транспортировки минеральных масел, нефти и других темных нефтепродуктов.

Светлые нефтепродукты отличаются повышенной огнеопасностью. Повышенный риск несли бы в себе емкости, оборудованные нижним сливом. Поэтому такие емкости комплектуются исключительно заливными горловинами. В зависимости от размеров емкости, их может быть несколько, преимущественно 2-3. Слив из них также выполняется верхний, через специальный колпак. Темные нефтепродукты относятся к другому, более низкому классу пожарной опасности. Потому цистерны, предназначающиеся для их перевозки, оснащаются нижними сливными отверстиями со встроенными кранами.

Благодаря такой классификации и разному конструктивному решению существенно снизилась время проведения и трудоемкость работ, связанных с очисткой внутренней поверхности емкостей (обязательный момент при заливке разных видов топлива). Также это позволило увеличить безопасность транспортировки нефтепродуктов.

Преимущественно такие цистерны изготавливаются из нержавеющей стали. Есть термоизоляционные модели, способные поддерживать внутри емкости заданную температуру и требуемый уровень влажности. Внутри предусмотрены перегородки, гасящие колебания, есть возможность дозировать топливо при разгрузке.

 

Специальные автоцистерны

В этой категории представлены автомобильные цистерны, предназначенные для перевозки:

  •  наливных грузов повышенной вязкости;
  • молока, патоки, вина, спирта и других пищевых продуктов;
  • азотной, серной, соляной и других видов кислот;
  • пропана, аммиака и прочих сжиженных газов;
  • капролактана, пека и иных затвердевающих смесей.

Также можно подобрать специальные емкости и для других категорий наливных грузов. Они подходят не только для транспортировки, но и для кратковременного хранения продукта. Особенность специальных автоцистерн связана со спецификой каждой категории грузов. Так, для моделей, предназначенных для перевозки пищевых продуктов одно из ключевых требований – безопасность материалов, стойкость к появлению и развитию на стенках бактерий и других микроорганизмов. Автоцистерны, предназначающиеся для перевозки кислот, отличаются инертностью по отношению к опасным компонентам (кислоты не разрушают стенки).

Для удобства эксплуатации и обслуживания, такие цистерны имеют одинаковые рамы, узлы для крепления котла, ходовые элементы и другие части.

 

Знакомимся с конструктивными особенностями автомобильных цистерн

Автомобильные цистерны изготавливаются в соответствии с требованиями Государственных стандартов (ГОСТов) и других утвержденных нормативных документов. Их конструктивное решение зависит от назначения, то есть от вида перевозимых грузов. В обязательном порядке регламентируются следующие параметры:

  • вместительность/габаритные размеры;
  • грузоподъемность;
  • форма, размеры перегородок, выполняющих функцию волнорезов;
  • механическая прочность;
  • допустимая нагрузка на ось транспортного средства.

Сегодня широко эксплуатируются автоцистерны с разными формами сечения. Наиболее распространенное решение – в форме эллипса. Также не редкие емкости с сечением в виде круга. Некоторые производители выпускают на рынок и модели, получившие название «чемодан». Внешне с торцевой они похожи на квадрат или прямоугольник, но края скруглены. Есть и модели с переменным сечением, но они не сильно распространены.

Тип сечения автоцистерны в первую очередь зависит от конструктивных особенностей шасси. Преимущественно ориентируются на нагрузку, распределяемую по осям, длину рамы и общую грузоподъемность. Также стоит обратить внимание и на ряд других моментов.

 

Конструкция автоцистерны: несущая или рамная

Этот вопрос особенно актуален для цистерн, выполненных в форме полуприцепа. Количество платформ для их размещения может быть разным, начиная от 1 и до 4-х. Но наибольшее распространение получили автоцистерны-полуприцепы на двух- или трехосной платформе. Они сочетают в себя надежность и практичность. А вот конструкция их может быть:

  1. Несущей. Имеет низкий центр тяжести, что обеспечивает равномерное распределение нагрузки по всей несущей поверхности. Нередко такие модели выполняются с переменным сечением, что позволяет по мере необходимости увеличивать грузоподъемность, не меняя само шасси. Дополнительная защита резервуара обеспечивается противоударными боковыми усиленными накладками. Сзади и по бокам также предусмотрены противоподкатные брусья. Но такие модели подходят для транспортировки грузов по хорошим дорогам. Для перемещения по местности с зыбучими грунтами такой вариант не предназначены.
  2. Рамной. Оптимальный выбор для цистерн, которые будут эксплуатироваться в местах с зыбким грунтами: торфяники, песок и пр. Края емкости у таких моделей имеют дополнительную защиту бортиками самой платформы. Но увеличить их грузоподъемность без увеличения грузоподъемности самого транспортного средства не представляется возможным. Центр тяжести в таких моделях расположен достаточно высоко, что вносит свои ограничения в скорость транспортировки. Необходимо будет придерживаться регламентируемых требований, избегать резких маневров на поворотах.

Важный конструктивный момент, который следует учитывать при выборе автоцистерны – материал изготовления, объем, тип шасси и пр. Со всеми этими аспектами потенциальных покупателей познакомят специалисты компании «Гидромаркет». Они помогут подобрать спецтехнику, которая окажется оптимальной для транспортировки вашей категории грузов в требуемом количестве и в определенных климатических, эксплуатационных условиях.

Другие статьи